Decision Support and Forecasting Center CEMI RAS |
||
|
Макроэкономический анализ и прогнозирование
Разработка модели взаимосвязи основных показателей социально-экономического развития и решений, принимаемых Правительством Российской Федерации по регулированию экономики и бюджетной сферы
Государственный контракт № 1.54.25/189 от 14 октября 2003 г.
1. Цель работ по теме:
Цель выполнения работ состояла в разработке комплекса моделей взаимосвязи основных показателей социально-экономического развития и решений, принимаемых Правительством Российской Федерации по регулированию экономики и бюджетной сферы. Было создано несколько версий макроэкономических моделей, предназначенных для применения в рамках сценарных имитационных расчетов для выработки прогнозов социально-экономического развития страны под влиянием доступных правительству параметров воздействия на экономику (тех или иных государственных «политик») и в рамках реально сложившихся внешних и внутренних условий. Разработка нескольких (в формальном смысле) версий моделей экономики России обоснована теми обстоятельствами, что, во-первых, пока невозможно создать одну универсальную модель, применимую ко всему обширному кругу разнородных задач прогнозирования, и, во-вторых, модельный расчет всегда должен проводиться в среде компетентных экспертов (составителей сценариев, интерпретаторов экзогенных условий, аналитиков результатов расчетов и т.п.), которые должны иметь возможность «по вкусу» подбирать ансамбль моделей.
2. Краткое содержание работы Основным содержанием работы стала разработка моделей следующих типов: А. Эконометрическая модель экономики России. Предполагаемое назначение модели: сценарные прогнозы на период от квартала до 2-х – 3-х лет. Отличие этой модели от известных подобных будет в ее оснащении специальным «настройщиком», обеспечивающим даже начальное ее применение при минимальном авторском сопровождении. Модель, в частности, даст возможность: – строить многовариантные точечные и интервальные прогнозы основных показателей экономики (ВВП, выпуски по отраслям, импорт, экспорт и т.д.) при инерционном сценарии ее развития; – проводить сценарный анализ влияния параметров бюджетно-налоговой и социальной политики, тарифной политики естественных монополий и т.п. на показатели развития экономики; – прогнозировать последствия от изменений на мировых рынках энергоресурсов, от динамики валютных курсов, от экспортно-импортных политик и т.п. – выявлять траектории в пространстве параметров бюджетной, кредитно-денежной и социальной политик, позволяющих за ограниченное число тактов времени достичь заданных целей. Предполагается, что «ядро» модели будет состоять примерно из 100 уравнений. Б. Модель общего равновесия (CGE-модель). В основе таких моделей лежит идея стремления субъектов экономики к общему равновесию спроса и предложения на всех рынках взаимодействия. Имея практический опыт построения и применения такого рода моделей (модели RUSEC, RUSEC-GAZPROM, ЦЕНТР-ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ОКРУГА) предполагаем, что для Минэкономразвития необходима как базовая модель не менее чем с 20 обобщенными субъектами экономики, взаимодействующими более чем на 100 рынках. Базовая модель в будущем может относительно свободно наращиваться в актуальных для решения текущих задач направлениях. В. «Спросовая» модель. Ряд нынешних особенностей российской экономики (богатство природными ресурсами, внешняя открытость, наличие монополий, избыточность производственных мощностей и рабочей силы и др.) дает возможность в пределах до среднесрочного прогноза использовать модели, не учитывающие ограничения на производственные факторы и ориентированные, в основном, на спрос. Предполагается создать такую динамическую модель для России. На ее основе можно будет прогнозировать последствия от изменения мировых цен на энергоресурсы, от валютной политики ЦБ, от тарифной политики естественных монополий и т.п. Результатом выполнения работ по теме стали: исходная версия макроэкономической модели, предназначенной для применения в рамках сценарных имитационных расчетов для выработки прогнозов социально-экономического развития страны под влиянием доступных правительству параметров воздействия на экономику и в рамках реально сложившихся внешних и внутренних условий и полученные с ее помощью: – оценка взаимосвязи показателей социально-экономического развития Российской Федерации и решений Правительства Российской Федерации; – результаты анализа отклонений в условиях и факторах, предусмотренных в сценарных параметрах прогнозов. – оценка воздействия экономической политики на изменения показателей прогнозов. – выводы о направлениях повышения устойчивости и надежности прогнозов.
|
|
Контакты: ЦЭМИ РАН 117418, Москва, Нахимовский проспект, 47, комната 1110 |
|