Центр ситуационного анализа и прогнозирования ЦЭМИ РАН

Decision Support and Forecasting Center CEMI RAS

 

 

 

 

Макроэкономический анализ и прогнозирование

 

Анализ реакции отраслей социальной сферы – здравоохранения и образования на изменение

налоговых ставок

 

 

Заказчик: Министерство экономического развития и торговли РФ

Цель работы – Анализ эффективности государственных мер по снижению налоговой нагрузки в отраслях социальной сферы.

Среди предлагаемых мер, количественно оценивались эффекты от:

1)     снижения ставки ЕСН на 10% (до уровня, когда ставка равняется 32,2%);

2)     снижения ставки ЕСН на 20% (до уровня 28,6%);

3)     снижения ставки ЕСН на 30% (до уровня 26%);

Необходимость в проведении исследования.

Состояние здоровья населения и уровень образования, а также доступность медицинских и образовательных услуг в последнее время становятся приоритетными задачами для государственной политики. В переходный период 1990-х годов государственное финансирование этих отраслей в реальном выражении значительно сократилось. Вследствие этого уменьшилась доступность услуг для широких слоев населения. В медицине и образовании наряду со структурными изменениями и дисбалансами возросли и укоренились неформальные практики, которые стали нормой как для потребителей, так и для поставщиков медицинских и образовательных услуг. Помимо неофициальных возросли и официальные частные расходы, связанные с получением образования и медицинской помощи.

Решить определенную часть проблем в этих отраслях может налоговая реформа. Базовая цель этой реформы состоит в стимулировании предприятий и граждан полностью отражать свои доходы. По мнению правительства, реформа позволит отказаться от теневых зарплат, что улучшит как условия предпринимательской активности, так и доступность услуг для населения, которая, в частности, отражена в соотношении между легальным и теневым секторами в соответствующих отраслях. Предложенное правительством Российской Федерации снижение налоговой нагрузки на экономику, в том числе предусматривает снижение ставки ЕСН. Параметры снижения этой ставки были упомянуты выше.

Использованный подход к решению задачи. Для анализа эффективности обозначенных выше государственных мер, направленных на решение проблем отраслей социальной сферы России, и предусматривающих снижение ставки ЕСН, было решено разработать CGE модель «Социальная Россия» (см.«Социальная Россия»). Модель включает в себя пять экономических агентов (государственный, рыночный и теневой сектора экономики, совокупное правительство и совокупный потребитель) и три отрасли экономики (производство обобщенного потребительского блага – товары и услуги, отрасли здравоохранения и образования). Взаимодействие между агентами происходит в соответствии с теоретико-игровым подходом, основными параметрами модели являются промежуточный и конечный продукты, труд, основные фонды, цены на товары и на факторы производства, налоговые ставки, доходы и расходы консолидированного бюджета, а также основные макро показатели (ВВП, валовой выпуск, доходы и расходы потребителей).

Результаты. В приводимой ниже таблице представлены результаты некоторых расчетов в соответствии с описываемыми выше сценариями снижения ставки ЕСН (для краткости приведем только показатели изменения ВВП и выпуска).

 

Рост (снижение) экономических показателей вследствие снижения ставки ЕСН, в проценах от базового варианта развития

Показатель

Снижение ставки на 10%

Снижение ставки на 20%

Снижение ставки на 30%

ВВП России

0,04

0,1

0,1

Валовой выпуск

0,03

0,6

0,8

Выпуск в отраслях

Государственный сектор

Здравоохранение

0,3

0,6

0,8

Образование

0,1

0,2

0,3

Рыночный сектор

Здравоохранение

- 0,4

0,4

1,4

Образование

- 4,0

6,5

18,5

Теневой сектор

Здравоохранение

- 0,5

- 0,5

- 0,3

Образование

- 0,8

0,3

1,9

 

Рассмотренные сценарии изменения ставки ЕСН показывают положительную зависимость между размером снижения ставки и ВВП страны. В социальных отраслях государственного сектора наблюдается рост производства, что выражается в увеличении выпуска. Такое изменение экономических показателей связано с направлением производителями средств, высвобождающихся от уплаты налогов, в реальный сектор, что выражается в росте производства государственного и рыночного секторов. Следует отметить, что производство в теневом секторе при этом, хотя и не значительно, но сокращается.

 

 

 
 

Контакты:

ЦЭМИ РАН 117418, Москва, Нахимовский проспект, 47, комната 1110