Центр ситуационного анализа и прогнозирования ЦЭМИ РАН

Decision Support and Forecasting Center CEMI RAS

 

 

 

 

Прогнозы

 

Среднесрочный прогноз основных

макроэкономических показателей

 

Бродский Б.Е.

              

1. Введение: основные сценарии социально-экономического развития России на период 2005-2008 гг.

Сценарные условия и прогноз основных показателей социально-экономического положения России до 2008 года разработаны с учетом основных тенденций изменения внешних и внутренних условий и факторов экономического развития.

Сценарий 1: инерционный «оптимистический»: рост без развития

В этом сценарии предполагается сохранение крайне благоприятной мировой конъюнктуры на рынках энергоносителей (нефть, газ) в 2005-2008 гг., которая будет способствовать росту российского ВВП и доходов государственного бюджета, а также позволит решать неотложные социальные задачи. В то же время вследствие механизма «голландской болезни» будет нарастать зависимость темпов роста российской экономики от динамики мировых цен на энергоносители, а также конкуренция с импортом в отраслях, ориентированных на конечный спрос. Углубится также социальная дифференциация по доходам. Негативные структурные сдвиги в сфере производства – увеличение доли добывающих секторов и отраслей в структуре валового продукта – будут нарастать.

Сценарий 2: инерционный «пессимистический»: экономический спад

В этом сценарии предполагается ухудшение мировой конъюнктуры на рынках энергоносителей в 2007-2010 гг. и соответствующее замедление темпов роста российского ВВП с переходом в экономический спад к 2009 г. Отсутствие структурных реформ и возросшая зависимость российской экономики от динамики мировых цен на нефть и газ породят множество кризисных явлений, к числу которых следует отнести высокую вероятность экономического спада, сокращение доходов государственного бюджета и отсутствие бюджетных средств на проведение необходимых социальных преобразований, углубление технологического отставания и социальной дифференциации в России.

Сценарий 3: активные структурные реформы и переход на инновационный путь развития

 В этом сценарии предусматривается реализация пакета институциональных преобразований с использованием механизма частно-государственного партнерства. Интенсивные структурные сдвиги в пользу высокотехнологичного и информационного секторов потребуют увеличения доли государственных инвестиций в ВВП на 0,4 п.п. в 2006 году и 0,15 п.п. в последующие годы. С 2006 года в рамках этого сценария предусматривается:

1) Установление общего порядка принятия к вычету сумм НДС при осуществлении капитальных вложений.

2) Осуществление комплекса мер, относящихся к налогу на прибыль организаций:

  • Ускоренное списание амортизации на вновь вводимые средства в размере 10%;

  • Снятие ограничения на перенос убытков на будущее (30% к налоговой базе);

  • Списание расходов на НИОКР в течение двух лет.

 

2. Сценарные условия

2.1. Внешние условия прогноза социально-экономического развития

Ценовая конъюнктура

Нефть

Прогнозируемый ведущими мировыми агентствами (КЭРА, Международный валютный фонд, Всемирный банк) на 2005-2007 гг. уровень мировых цен на нефть марки Urals оценивается в 33-40 долл. за баррель. В первом квартале 2005 г. средняя цена нефти Urals составила 43 долл. за баррель, что является следствием перегрева рынка. В конце 2005 г. ожидается некоторое снижение мировой цены на нефть марки Urals, так что среднегодовая цена в 2005 г. составит около 41 долл. за баррель. В 2007-2008 гг. вероятна понижательная тенденция в динамике цен на нефть: вплоть до 33 долл. за баррель марки Urals в 2007 г. Начиная с 2008 г. вероятен новый виток роста мировых цен на нефть, обусловленный как 3-4 летней цикличностью цен, так и растущим спросом со стороны Китая и Индии.

Газ

Динамика мировых цен на газ в страны дальнего зарубежья прогнозируется на основе тенденций мировых цен на нефть с учетом временного лага в 5-6 месяцев.

Цветные металлы

По прогнозам мировых агентств, рост цен на базовые цветные металлы в 2005 г. продолжится, что обусловлено недостатком производственных мощностей, ростом потребления металлов и спекулятивной игрой на биржах. В 2006-2007 гг. вследствие ввода новых производственных мощностей по добыче алюминия, меди и никеля, ожидается некоторое снижение мировых цен на цветные металлы. С 2008 г. ожидается возобновление роста мировых цен на цветные металлы в пределах 3-5% в год.

Черные металлы

В 2005 г. ожидается небольшое повышение мировых цен на черные металлы в связи с удорожанием сырья. В 2006 г. возможно резкое снижение (10-13%) мировых цен на черные металлы в связи с вводом новых мощностей в Китае. В 2007 г., однако, рост мировых цен на черные металлы возобновится.

Экспорт нефти и газа

В связи с относительным недостатком экспортных мощностей темпы роста экспорта нефти снижаются с 13% в 2004 году до 1-2% в 2007-2008 гг. по всем сценариям прогноза.

С целью создания условий для роста добычи нефти предусматривается дальнейшее развитие системы трубопроводного транспорта. Приоритетными проектами в настоящее время являются расширение Балтийской трубопроводной системы (БТС), создание нефтепроводной системы Восточная Сибирь–Тихий океан (направление Тайшет–Находка, с возможным ответвлением в Китай), Северный проект (Западная Сибирь–Баренцево море).

Однако в условиях сокращения разведочного бурения нефтяными компаниями в настоящее время и его неопределенности на прогнозный период, уменьшения ввода в эксплуатацию новых скважин, оценка добычи нефти в 2005 году может снизиться с прогнозируемого объема 485 млн.тонн до 482 млн. тонн, а экспорта -  с 281 млн. тонн до 276 млн. тонн.

Объем экспорта газа увеличится, по прогнозу, с 200 млрд. куб. м в 2004 г. до 204 млрд. куб. м в 2005 г. и возрастет к 2008 году до 264 млрд. куб. м.

Внешний долг и отток капитала

Прогноз платежного баланса предусматривает досрочное погашение долга МВФ, а погашение долгов Парижскому клубу согласно графику платежей. В рассматриваемый период пиковые расходы России на погашение и обслуживание внешнего долга будут осуществлены в 2005 году (19,4 млрд. долл.) с последующим их снижением к 2008 году до 15,2 млрд. долл. США.

Чистый отток капитала из негосударственного сектора в 2005 году сохранится приблизительно на уровне предыдущего года и составит 7-9 млрд. долл. США. В последующие годы сокращение чистого оттока средств будет определяться ростом иностранных инвестиций, и к 2007 году возможен положительный баланс притока – оттока частного капитала. В этих условиях прирост валютных резервов составит в 2005 г. 48-50 млрд. долларов США, при снижении в 2008 году до 16-29 млрд. долларов США.

 

2.2. Внутренние условия прогноза социально-экономического развития

На 2005 г. установлен целевой уровень инфляции – 8,5-10%, с последующим снижением до 4-5,5 % в 2008 году.

Снижение темпов инфляции будет обеспечиваться целым комплексом факторов: замедлением темпов роста предложения денег, сдерживающей тарифной политикой в сфере естественных монополий, ограничением  повышения тарифов в сфере жилищно-коммунального хозяйства (с превышением целевой инфляции по ЖКХ не более чем в 1,1-1,15 раза), развитием конкурентной среды. Кроме того, на снижение инфляции окажет воздействие и укрепление курса рубля.

В 2005 году достижение нижней границы установленного целевого уровня инфляции (8,5%) трудно реализуемо вследствие действия ряда факторов: значительного роста цен на продукцию сельского хозяйства (предложение этой продукции отстает от роста потребительского спроса), роста цен на бензин, дизельное топливо, а также произошедшего в начале года резкого повышения регулируемых на региональном уровне тарифов в сфере ЖКХ и  транспорте.

В 2005 году наиболее вероятен сценарий с уровнем инфляции около 10% за год. Базовая инфляция оценивается в 7,5%. Вклад административных тарифов ЖКХ, городского транспорта в инфляцию должен быть ограничен 2,3 п.п., т.е. их прирост может составить в среднем не более 30%, что обеспечит более полное возмещение стоимости услуг ЖКХ (примерно на 80-82 процента).

Второй сценарий предусматривает существенный рост расходов на государственные инвестиции. Однако лишь незначительная часть расходов инвестиционного характера будет трансформироваться в увеличение доходов населения, что ограничит их инфляционный эффект.

С другой стороны, государственные инвестиции и финансирование реформ должны  повысить эффективность экономики и темпы роста предложения, и тем самым, способствовать снижению темпов инфляции.

В результате, по оценке,  указанный рост государственных расходов добавляет лишь от 0,2 до 0,4 процентных пункта в инфляцию, что является  приемлемой платой за достижении более высоких темпов роста экономики. Основные инфляционные риски связаны не столько с увеличением инвестиционных расходов, сколько с тенденцией повышения тарифов населению за услуги ЖКХ и транспорт на региональном уровне с темпом, опережающим предельный уровень роста тарифов естественных монополий, а также угрозой избыточного предложения валюты и ликвидности.

Прогнозируемое увеличение валютных резервов Банка России составит в 2005 году 48-50 млрд. долларов. В 2006 году ожидается прирост валютных резервов на 27-30 млрд. долларов. В этих условиях при сохранении профицитного бюджета темп роста денежного предложения (широкой денежной базы) может составить около 18-20% в 2005 году и понизится до 10-12% в 2008 году, что соответствует решению задачи удержания инфляции в целевых пределах.

Предполагается, что за счет повышения склонности населения к организованным сбережениям денежная масса (агрегат М2) будет возрастать опережающими темпами, по сравнению с денежным предложением (т.е. предполагается повышение денежного мультипликатора). Ожидается рост спроса на деньги (М2) на 22-26% в 2006 г. до 17-19% в 2008 году. Это соответствует повышению монетизации экономики с 26% ВВП в 2004 году до 32-34% ВВП в 2008 году. Ожидаемые масштабы избыточного предложения ликвидности могут быть стерилизованы за счет сохранения профицита федерального бюджета на уровне 1,6% ВВП в 2006 году и далее не ниже 1% ВВП.

Уровень регулируемых цен (тарифов) на товары (услуги) естественных монополий

На основные товары естественных монополий, оказывающих наибольшее влияние на инфляцию и экономическую динамику электроэнергию, грузовые тарифы железнодорожного транспорта темпы роста цен не будут превышать в среднем целевой уровень, установленный для соответствующих лет.

Размер повышения цен на газ в соответствии с прогнозом Правительства, представленным в Государственную Думу РФ 26 августа 2004 года, в среднем составит 11% в 2006 году, в 2007 г. – 8%, в 2008 г. – 7%, что ниже, чем в 2004 году (23%). Указанный темп прироста цен (тарифов) на газ обеспечивает формирование средней оптовой цены на газ (для потребителей, включая транспортировку магистральным трубопроводом и акциз, без НДС) на уровне 40,5-41,5 долл. США за 1000 м. куб в 2006 году. Данный уровень цен в целом соответствует задачам государства в части доведения цен на газ до уровня межтопливной конкуренции, создания мотивации для ресурсосбережения у потребителей, снижения энергоемкости российской энергетики и стимулирования развития «независимых» производителей газа. При этом установленные тарифы в наибольшей степени соответствуют целевому коридору инфляции.

Повышение тарифов для населения в прогнозном периоде будет несколько выше, чем для промышленных потребителей.

Динамика обменного курса рубля

В 2005 г. на динамику обменного курса по-прежнему будет сильно воздействовать значительное положительное сальдо торгового баланса. Номинальные значения курса доллара в течение года будут колебаться в интервале 27-29 рублей за доллар с приближением к концу года к отметке 29 рублей за доллар. Реальное эффективное укрепление рубля будет определяться, прежде всего, ростом внутренних цен и составит в 2005 году около 8-9 процентов.

В последующие годы снижение инфляции и профицита счета текущих операций замедлят рост реального укрепления курса рубля, которое не превысит в 2007-2008 гг. 3 процентов. Снижение экспортных доходов в 2006 г. приведет к остановке процесса реального укрепления рубля, и в 2007-2008 гг. реальный рост курса рубля не превысит 1,5 процентов.

Снижение энергоемкости производства

Инновационно-ориентированный  вариант предполагает снижение энергоемкости ВВП с 95,3% в 2004 г. по отношению к 2003 г,  до 80,7% в 2008 г.; по базовому оптимистическому сценарию энергоемкость ВВП снизится до 83,8%.

Налоговые условия в инновационном сценарии предполагают реализацию с 2006 года пакета инвестиционно ориентированных налоговых новаций.

Общий рост инвестиций в 2006-2008 годах прогнозируется темпами около 10% в год. В 2006 г. рост инвестиций составит 11 % благодаря направлению на инвестиции части средств, оставляемых у предприятий в результате осуществления налоговых новаций с 2006 года. Кроме того, решение о реализации стратегий и участии государства в их финансировании является сигналом для частных инвесторов и положительно влияет на инвестиционный климат, что будет способствовать также приросту как отечественных, так и прямых иностранных инвестиций.

Темпы роста инвестиций  обосновываются исходя из спроса на инвестиции, а также прогноза источников финансирования инвестиций. Предполагается, что:

- доля прибыли, направляемая на инвестиции, по мере снижения налогов и улучшения инвестиционного климата, будет постепенно возрастать с 16,5% в 2004 г. до 17,5% в 2008 г.;

- доля амортизации, направляемой на инвестиции, сохранит возрастающую тенденцию с 47,4% в 2003 г. и 55,3% в 2004 г. до 63,5% в 2008г.;

- сохранится также повышающаяся тенденция доли привлекаемых кредитов банков в общем объеме инвестиций с 6,4% в 2003 г. и 7,3% в 2004 г. до 10,2% в 2008 г.;

- продолжится рост доли заемных средств других организаций с 7% в 2004 г. до 8,1% в 2008 году.

Государственные инвестиции:

Инновационный сценарий предусматривает реализацию основных стратегий развития и реформ,  что потребует увеличения доли государственных инвестиций в основной капитал с 2,8% ВВП в 2004 г. до 3,7% ВВП в 2008 году. Базовые сценарии предполагают стабилизацию в 2005-2008 гг. доли государственных инвестиций на уровне 3% ВВП.

Прямые иностранные инвестиции

Присвоение России инвестиционного рейтинга  тремя  ведущими рейтинговыми агентствами является мощным стимулом для прихода в страну наиболее консервативных инвестиционных фондов с портфельными инвестициями. Ожидаемое вступление России в ВТО должно оказать значительное позитивное влияние уже на стратегических, а не портфельных инвесторов и увеличить приток  прямых инвестиций. Учитывая существующие лаги в принятие инвестиционных решений, основного притока прямых инвестиций следует ожидать в 2006-2007 годах и уровень относительно ВВП может повысится с 1,5% в 2004 году до примерно 1,8% ВВП в 2008 году.

Демографическая ситуация и политика доходов

Начиная с 2006 года, Россия вступает в период абсолютного сокращения численности населения трудоспособного возраста. Если в 2006 г. указанная численность сократится на 30 тыс. человек, то в 2007 г. – уже на 370 тыс., а в 2008г. – на 538 тыс. человек.

Сценарий инновационного экономического роста характеризуется активной политикой доходов, ориентированной на удвоение в 2004-2008 годах заработной платы работников бюджетной сферы и трудовых пенсий. В 2005 г. предусматривается повысить МРОТ  дважды – до 720 рублей с 1 января и до 800 рублей с 1 сентября. С 1 мая 2006 г. МРОТ предполагается увеличить до 1100 рублей. В целом, среднемесячная заработная плата работников бюджетной сферы за 2005-2008 гг. возрастет в 2 раза. Одновременно к 2008 г. предусматривается увеличение среднего размера трудовой пенсии в 2 раза по отношению к 2004 г., включая ее повышение с 1 марта 2005 г. на 240 рублей.

 

3. Результаты сценарного прогноза

Приведенные далее результаты сценарного прогноза получены с использованием эконометрической модели российской экономики. К основным экзогенным переменным этой модели, в соответствии с проанализированными выше внешними и внутренними сценарными условиями макроэкономического прогноза, следует отнести:

  • Мировые и контрактные цены на российскую нефть – Urals, woil

  • Номинальный  курс доллара - E

  • Номинальный курс евро - Eur

  • Динамика оптовых цен на природный газ - Ugas

  • Динамика тарифов на электроэнергию с ФОРЭМ - Uel

  • Золотовалютные резервы ЦБ  - IR

  • Индекс государственных инвестиций в основной капитал - Ginv

Основные социально-экономические показатели

К основным параметрам социально-экономического прогноза следует отнести:

  • Индекс реального ВВП - GDP

  • Индекс производства базовых отраслей - Ybase

  • Индекс инвестиций в основной капитал - Inv

  • Индекс промышленного производства - Ind

  • Индекс производства в добывающих отраслях - Indmin

  • Индекс производства в обрабатывающих отраслях - Indproc

  • Индекс структурных сдвигов в производстве - istr

  • Индекс розничного товарооборота - Retail

  • Индекс реальных располагаемых доходов населения - Rinc

  • Средняя заработная плата (долл./месяц) - wage

  • Индекс безработицы - Unemp

  • Экспорт (темп роста, долл. США) - Export

  • Импорт (темп роста, долл. США) - Import

  • Торговое сальдо - saldo

  • Индекс потребительских цен -CPI

  • Индекс цен в промышленности - PPI

  • Денежный агрегат М2 – M2

  • Дефицит/профицит (-/+) федерального бюджета   - deffed

 

Параметры сценарных условий прогноза

Показатель

Сценарий

2004

2005

2006

2007-2008

Размерность

 

Urals

1

 

37.7

42

40

38

Долл. за баррель,

конец периода

2

40

36

33

3

41

39

38

 

woil

1

 

263.4

285

274

265

Долл. за тонну

конец периода

2

280

260

240

3

282

270

265

 

E

1

 

27.7

28.3

28.6

29.1

Руб. за долл.

конец периода

2

28.5

29.4

31.4

3

28.4

28.5

29.0

 

Eur

1

 

37.8

34.4

35.3

35.6

Руб. за евро

конец периода

2

34.4

34.0

33.5

3

34.3

35.1

35.2

 

Ugas

1

 

23

20

11

7

Прирост в %

конец периода

2

20

12

8

3

20

17

13

 

IR

1

 

47.6

50

35

33

Прирост на конец периода,

Млрд. долл.

2

48

27

25

3

49

33

32

 

Ginv

1

 

2.3

3

2.5

2.5

Прирост в %, конец периода

2

3

2.5

2.5

3

3

5

7

 

Основные социально-экономические показатели (темпы роста, %)

Показатель

Сценарий

2004

2005

2006

2007-2008

 

GDP

1

 

7.1

5.8

5.5

4.6

2

5.5

3.4

2.1

3

6.5

5.9

6.1

 

Inv

1

 

10.9

8.9

8.7

6.8

2

8.4

6.5

4.3

3

10.0

11.0

9.6

 

Ind

1

 

6.1

5.4

5.2

4.2

2

5.2

3.7

2.7

3

5.8

5.9

5.5

 

Retail

1

 

12.1

10.7

9.7

8.7

2

10.5

7.8

6.4

3

10.9

10.2

9.5

 

Rinc

1

 

8.2

8.4

7.6

8.5

2

8.2

6.3

4.5

3

9.0

8.9

8.7

 

Export

1

 

35.0

11.6

-12.2

5.0

2

11.4

-10.5

6.7

3

16.1

-4.3

4.4

 

Import

1

 

26.6

23.2

20.5

15.6

2

23.1

13.4

11.2

3

21.5

9.2

10.1

 

CPI

1

 

12

11.2

9.7

6.7

2

11.2

10.5

7.6

3

10.5

8.7

5.7

  

4. Выводы

Разработанный сценарный прогноз позволяет сделать следующие выводы:

1)      В рамках базового «оптимистического» сценария внешняя картина социально-экономической ситуации в России в 2005-2007 гг. будет оставаться достаточно благополучной: продолжится экономический рост темпами 4-5 % в год, опережающими темпами будет расти потребительский спрос (9-10% в год), несколько меньшими темпами – инвестиционный спрос (8-9%). Слабые основания для беспокойства властям будет внушать сравнительно высокая инфляция (9-10%), значительно превышающая запланированное правительством снижение до 5-6% в 2007 г. Однако за этой сравнительно благополучной картиной скрывается более глубокий тревожный контекст, суть которого сводится к следующему. Высокие мировые цены на нефть в базовом «оптимистическом» сценарии порождают исключительный рост доходов наиболее обеспеченных слоев населения (занятые в экспортно-ориентированных секторах экономики, административная и бизнес-элита), который приводит к «потребительскому буму» в России: рост оборота розничной торговли в базовом «оптимистическом» сценарии составит 10-11% в год. Вместе с тем, этот растущий потребительский спрос будет ориентирован преимущественно на импорт и будет удовлетворяться все больше за счет импорта. Именно импорт становится основным негативным фактором, препятствующим устойчивому экономическому росту в базовом «оптимистическом» сценарии: прогнозируемые годовые темпы роста импорта в 2005-2007 гг. составят 15-23. Это означает, что импорт будет расти в 1.5-2 раза быстрее внутреннего спроса (включающего потребительский спрос (10-11% роста в год), инвестиционный спрос (7-9% роста в год) и государственный спрос (4-5% роста в год)). Это неизбежно негативно отразится на динамике реального ВВП, обусловив принципиальную невыполнимость амбициозной задачи его «удвоения».

Причиной эскалации темпов роста импорта в базовом «оптимистическом» сценарии является укрепление рубля в реальном выражении по отношению к доллару. Это укрепление реального курса рубля, согласно прогнозу, составит в годовом выражении 8-10% в 2005-2007 гг. Причиной столь значительного укрепления рубля является огромный приток нефтедолларов в Россию. На фоне сравнительно высоких темпов инфляции в 2005-2007 гг. это неизбежно приводит к укреплению реального курса рубля и ухудшению ценовой конкурентоспособности российских производителей на внутреннем и внешнем рынке.

Ключевую роль в развитии негативных макроэкономических последствий базового «оптимистического» сценария играет механизм «голландской болезни»: укрепление рубля в реальном выражении приводит к росту импорта и ухудшению условий конкуренции на внутреннем и внешнем рынке, что приводит, с одной стороны, к депрессии в отраслях экономики, ориентированных на внутренний российский рынок, и, с другой стороны, к снижению условий внешней торговли в экспортно-ориентированных отраслях. Все это, в целом, влечет за собой замедление темпов экономического роста в среднесрочной перспективе в базовом «оптимистическом» сценарии, несмотря на сохранение высоких мировых цен на нефть.

2) Особый интерес представляет анализ макроэкономических последствий реализации сценария активных структурных реформ в России в 2005-2008 гг. В этом сценарии представляется возможным решение как актуальных макроэкономических проблем, так и задач структурной политики в России. Как отмечалось выше, основной макроэкономической проблемой, препятствующей устойчивому экономическому росту, является т.н. «голландская болезнь» российской экономики, обусловленная односторонней сырьевой направленностью экспорта и приводящая к опережающему росту импорта, углублению социальной дифференциации и снижению темпов экономического роста. Действенным способом борьбы с «голландской болезнью» является эффективная структурная политика, направленная на развитие отраслей с высокой добавленной стоимостью, включая инвестиционное стимулирование высокотехнологичных венчурных проектов и развитие механизмов частно-государственного партнерства. Заложенный в инновационном сценарии рост государственных инвестиций в отрасли с высокой добавленной стоимостью на 0.4 п.п. ВВП в 2006 г. и 0.15 п.п. в последующие годы принесет реальные плоды лишь при условии, что эти средства «дойдут» до конкретных разработок и не будут «освоены» на этапах бюрократических согласований. При этом условии, как показывают проведенные расчеты, возможно появление положительных структурных сдвигов в сфере производства: темпы роста в обрабатывающих отраслях возрастают с 1-2 % в год в базовых сценариях до 5-6% в год в инновационном сценарии, рост производства услуг достигает 6-7% в год в период 2006-2008 гг. Основным фактором макроэкономического риска в инновационном сценарии является потенциальный рост темпов инфляции. Здесь необходимо отметить следующее. Существенный инфляционный всплеск будет наблюдаться, если предназначенные для инвестиций в отрасли с высокой добавленной стоимостью средства будут истрачены в различных звеньях бюрократической «вертикали» и по коррупционным цепочкам попадут на потребительский рынок. При успешной реализации инновационного сценария темпы инфляции в 2007-2010 гг. не превысят 10% в год, что является вполне приемлемым для политики государственного стимулирования экономического развития.

Более высокие темпы роста в сценарии инновационного развития  по сравнению с базовым сценарием достигаются за счет реализации следующих условий и факторов:

во-первых, возрастает значимость развития инфраструктуры экспорта энергоресурсов, а также политики государства по стимулированию экспорта продукции высоких технологий. В частности, рост цен и более интенсивный рост экспорта энергоресурсов может обеспечить около 0,6 п.п. ВВП в 2006 г. и 0,3-0,4 п.п. в последующие годы;

во-вторых, за счет расширения участия государства в финансировании эффективных инфраструктурных проектов – 0,2 п.п. ВВП в 2006 г. и 0,3 п.п. в 2007 г., с последующим увеличением этого фактора по мере реализации стратегий развития до 0,4 п.п. ВВП;

в-третьих, за счет роста инвестиционной активности частных инвесторов и притока иностранных инвестиций благодаря улучшению инвестиционного климата и развития инфраструктуры в стране, что обеспечит в сравнении с базовым сценарием дополнительно 0,2 п.п. ВВП  в 2006 г. и 0,4 п.п. в последующие годы;

в-четвертых, политики государства по росту доходов в бюджетной сфере: увеличения оплаты труда занятых в этой сфере, индексации жалования военным,  роста пенсий и т.п., что  обеспечивает прирост потребительского спроса населения, эквивалентный 0,2 п.п. ВВП в 2006-2008 гг.

 

 

 
 

Контакты:

ЦЭМИ РАН 117418, Москва, Нахимовский проспект, 47, комната 1110